Новости

Международные тренды: Углеродный налог. Предыстория.

Международные тренды: Углеродный налог. Предыстория.

Дэвид Гордон Уилсон - невоспетый изобретатель налога на выбросы углерода впервые предложил свои идеи в 1973 году. Он был инженером британского происхождения, который работал профессором инженерии в Массачусетском технологическом институте (MIT) в Соединенных Штатах.

Уилсон понимал, что идеи не достигают успеха, основываясь на заслугах, или чистом творчестве, или даже на упорстве их сторонников. Они также должны соответствовать своему времени, находить правильную аудиторию и получать несколько случайных толчков по пути. Иногда предложение, которое казалось мертвым, может быть воскрешено при изменении обстоятельств. Такова история идеи, которую Уилсон считает самой большой и важной в своей карьере —налог на энергию, нейтральный к доходам.

В 1973 году нефтяное эмбарго ОПЕК (OPEC, организация, состоящая из стран-экспортеров нефти) заставило американцев выстраиваться в очередь на заправочных станциях, где топливо уже было на исходе. На фоне призывов к нормированию потребления газа, Уилсон предложил альтернативу: стимулировать экономию газа за счет налогообложения ископаемого топлива, но не допускать поступления доходов в государственную казну, возвращая все это в виде равных чеков на дивиденды каждому совершеннолетнему. С начала 1974 года Уилсон писал статьи, выступал с докладами и даже давал разъяснения о своем налоговом плане перед Конгрессом. Хотя это предложение появилось позже, в том же десятилетии, в трудах других ученых, ни один из которых не цитировал Уилсона, оно нигде не рассматривалось как политический ход и, в конечном итоге, исчезло из публичного дискурса.

Сегодня тревога по поводу нехватки ресурсов не такая, как была раньше, но схема Уилсона вновь всплыла, получив новую цель - снижение выбросов углерода и замедления процессов изменения климата. Сторонниками нейтрального по доходам углеродного налога на ископаемое топливо являются известный климатолог Джеймс Хансен, а также консервативные экономисты. Никто не упоминает Уилсона в этих дискуссиях, но спустя четыре десятилетия, его великая идея вернулась с удвоенной силой.

Первыми Европейскими странами, которые приняли углеродный налог, были Финляндия, Польша, Норвегия и Швеция. К слову, Швеция имеет давнюю историю взимания налогов с энергетических продуктов. Эта традиция, в сочетании с существующей инфраструктурой для налогов на энергию, возможно, облегчила введение углеродного налога в Швеции. Бензин облагается налогом с 1924 года, дизельное топливо облагается налогом с 1937 года, а уголь, нефть и электричество для целей отопления облагаются налогом с 1950-х годов. Налог на все эти энергетические продукты един, так называемый energiskatt, или «налог на энергию». При введении, этот налог считался не экологической мерой, а скорее налоговым инструментом, используемым исключительно для увеличения налоговых поступлений.

Растущие экологические проблемы в сочетании с историческим налогообложением энергетических продуктов и новым пониманием рыночных механизмов, которые могут решать экологические проблемы, привели к введению в Швеции налога на выбросы углерода в 1991 году. В то же время уже существующий налог на энергию был снижен, поскольку он рассматривался как дополнительный, а не отдельный экологический сбор к новому углеродному налогу. Эти два налога определяли экологическую политику Швеции в течение последних 30 лет.

Введение налога на выбросы углерода было частью крупной налоговой реформы 1990-1991 годов, одной из целей которой был grön skatteväxling. В дословном переводе на русский «зеленый налоговый переключатель». Он означает, что экологические налоги увеличиваются, в то время как другие налоги уменьшаются. В 1990-1991 годах предельная ставка подоходного налога для физических лиц была значительно снижена, снизив самые высокие ставки с 80 до 50 процентов. Ставка корпоративного налога была снижена с 57 до 30 процентов (в то время как база корпоративного налога была расширена), а доходы от капитала—проценты, дивиденды и прирост капитала—облагались налогом по единой ставке 30 процентов.

С момента введения налога на выбросы углерода 30 лет назад Швеция смогла сократить выбросы углерода при сохранении стабильного роста ВВП. В период с 1990 по 2018 год Швеция сократила выбросы парниковых газов на 27 процентов, в основном, с начала 2000-х годов. По данным шведского агентства по охране окружающей среды (Natur Vards Verket), наибольшее сокращение выбросов происходит в результате отопления жилых домов и промышленных объектов. В последние годы, снижение выбросов в промышленном секторе и на общественном транспорте также внесло значительный вклад в общее сокращение выбросов. Среди других мер, стимулирование производства электроэнергии без выбросов CO2 (например, за счет гидроэнергетики и атомной энергетики) способствовали общему сокращению выбросов.

С точки зрения сокращения выбросов, углеродный налог углерода является наиболее успешным, если как предприятия, так и домашние хозяйства имеют под рукой реальные альтернативы ископаемым видам топлива. В случае Швеции, производство электроэнергии без CO2 за счет гидроэнергетики, атомной энергетики, солнечной энергии и энергии ветра было расширено, что стало хорошей альтернативой ископаемому топливу.

Доходы, полученные за счет налога на выбросы углерода, неуклонно увеличивались примерно до 2004 года, затем, в 2010 году они стабилизировались, а за последнее десятилетие немного снизились. В 2019 году углеродный налог в Швеции привлек 22,2 миллиарда шведских крон (2,3 миллиарда долларов), или примерно 1 процент от общего объема налоговых поступлений.

Налогообложение углеродных выбросов рассматривается как реформа, которая положит конец всем другим реформам, когда дело доходит до изменения климата. При правильной разработке, углеродный налог обеспечивает стимул для сокращения выбросов в больших масштабах при сравнительно низких экономических затратах. В 2019 году более 3 000 экономистов, включая всех бывших председателей Федеральной резервной системы и многочисленных Нобелевских лауреатов, заявили в крупнейшем публичном заявлении экономистов в истории, что углеродный налог является наиболее экономически эффективным механизмом снижения уровней выбросов с необходимой скоростью и масштабами.

Углеродные налоги в Евросоюзе и других странах, 2021

Ставки углеродного налога, доля покрываемых выбросов парниковых газов и год введения в европейских странах (по состоянию на 1 апреля 2021 года))

 

Уровень углеродного налога (на тонну CO2e)

Охваченная доля выбросов парниковых газов

Год введения

 

Euros

US Dollars

   

Финляндия (FI)

€62.00

$73.02

36%

1990

Польша (PL)

€0.07

$0.08

4%

1990

Норвегия (NO)

€58.59

$69.00

66%

1991

Швеция (SE)

€116.33

$137.00

40%

1991

Дания (DK)

€23.78

$28.00

35%

1992

Словения (SI)

€17.30

$20.37

50%

1996

Эстония (EE)

€ 2.00

$2.36

6%

2000

Латвия (LV)

€12.00

$14.13

3%

2004

Лихтенштейн (LI)

€85.76

$101.00

26%

2008

Швейцария (CH)

€85.76

$101.00

33%

2008

Исландия (IS)

€29.72

$35.00

55%

2010

Ирландия (IE)

€33.50

$39.45

49%

2010

Украина (UA)

€0.25

$0.30

71%

2011

Великобритания (GB)

€21.23

$25.00

23%

2013

Франция (FR)

€45.00

$53.00

35%

2014

Испания (ES)

€15.00

$17.67

3%

2014

Португалия (PT)

€24.00

$28.26

29%

2015

Нидерланды (NL)

€30.00

$35.33

12%

2021

Люксембург (LU)

€20.00

$23.55

65%

2021

 

€35.91

$42.29

34%

 

В статье использовались следующие источники:

Wikipedia

Henrik Hammar and Susanne Åkerfeldt, “CO2 taxation in Sweden: 20 years of experience and looking ahead,” Global Utmaning

World Bank, Carbon Pricing Dashboard

OECD, Global Revenue Statistics Database

The Wall Street Journal, “Economists’ statement on carbon dividends”

Источник таблицы: https://carbonpricingdashboard.worldbank.org/map_data