Новости

Взгляд на рынок: Россия. Развитие водородной тематики в России

Взгляд на рынок: Россия. Развитие водородной тематики в России

Россия имеет достаточно богатый опыт в области разработки и освоения водородных энергетических технологий. Статья Алексея Мастепанова рассказывает о том, что еще в 30‑е годы прошлого столетия в Советском Союзе проводилось изучение эффективности добавления водорода к бензину при использовании в автомобильных двигателях. Позднее, исследования и разработки в области водорода и водородных технологий велись в 1970‑е годы в рамках государственной программы «Водородная энергетика». В стране был создан ракетно-­космический комплекс «Энергия-Буран», энергетические установки подводных лодок, и многое другое. Во времена экономических реформаций России, наработки за последние десятилетия были практически утрачены и лишь в 2000-е годы вопрос получил новый виток внимания.

В 2006 году был проведен первый автопробег машин на водородном топливе, 13 лет спустя в Санкт-Петербурге прошли испытания применения водородного топлива для трамвая, а в 2020 году первая водородная заправочная станция появилась в Москве. В настоящее время также уделяется внимание возможностям использования водорода в качестве накопителя энергии на атомных электростанциях (АЭС).

Выделяют несколько «типов» водорода, подробно описанных в статье журнала Neftegaz.ru. Они классифицируются по цвету для упрощения понимания, главным критерием при этом является его экологичность. Некоторые из этих типов перечислены ниже:

Зеленый водород – самый экологичный тип, так как получают его с помощью электролиза: электричество поступает от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таких как ветер, солнечная или гидроэнергия, а выбросы СО2 отсутствуют.

Желтый (оранжевый) водород по аналогии с зеленым, получают путем электролиза, но источником энергии являются АЭС. Выбросы СО2 также отсутствуют, но метод получения энергии не является безоговорочно экологичным.

Голубой водород – получается он путем паровой конверсии метана. При производстве этого типа водорода, реализуется улавливание и хранение углерода, что снижает выбросы углерода примерно в два раза. Однако этот это ведет к высоким затратам и делает топливо достаточно дорогостоящим.

Существуют также серый, бирюзовый и коричневый (бурый) водород.

В настоящее время, водород в основном применяется в химической промышленности и нефтепереработке. По ряду прогнозов, данный вид топлива может в будущем стать новым и одним из основных энергоносителей.

Минпромторг РФ опубликовал карту с указанием точек производства низко- и высокоуглеродного аммиака в регионах России, которая должна послужить ориентиром и для иностранных инвесторов, и для отечественных машиностроителей.  Из карты следует, в 2024-2025 гг. планируется запуск 4 пилотных проектов по производству водорода на территории Калининградской, Мурманской и Сахалинской областей. Ряд крупнейших компаний России, среди которых Газпром, Новатэк, Лукойл планируют проекты разного размаха по производству водорода, в том числе, и зеленого.

Планируется, что к 2030 г. Россия должна занять 20% на мировом рынке водорода.

Источники

 

Энергетическая политика, статья Алексея Мастепанова, 23.12.2020: https://energypolicy.ru/a-mastepanov-vodorodnaya-energetika-rossii-sostoyanie-i-perspektivy/energoperehod/2020/14/23/, режим доступа 29.12.2021 в 15:00

Neftegaz.ru, 24.03.2021: https://neftegaz.ru/tech-library/energoresursy-toplivo/672526-klassifikatsiya-vodoroda-po-tsvetu/, режим доступа 29.12.2021 в 15:15

Neftegaz.ru, статья Е. Свинцовой, 18.10.2021: https://neftegaz.ru/news/Alternative-energy/701989-v-rossii-poyavitsya-33-proekta-po-proizvodstvu-vodoroda/ , режим доступа 29.12.2021 в 16:00